Как создать систему резервного электроснабжения ЦОД из аккумуляторов электромобилей?
Многочисленные старые аккумуляторы, исправно трудившиеся в электромобилях Chevrolet Volt и исчерпавший свой ресурс, получили вторую жизнь в дата-центре General Motors. ЦОД, распложенный в городе Милфорд, штат Мичиган (США), позиционируется инженерами General Motors как «зеленый». Считать дата-центр относительно экологичным позволяет не только необычная система резервного электропитания, которая более выгодно смотрится в плане цены на фоне стандартных ИБП, но и электроснабжение с применением возобновляемых источников энергии.
Возобновляемые источники энергии на службе ЦОД
Здание дата-центра находится рядом с испытательным полигоном, где специалисты компании выполняют проверку различных характеристик своих авто, включая Volt. Неподалёку разместился кластер солнечных батарей на 74 кВт, который, в свою очередь, соседствует с двумя ветряными турбинами на 2 кВт, генерирующими достаточно электроэнергии для запитки системы освещения и некоторого другого вспомогательного оборудования.
По словам представителей компании, эти генерирующие мощности ежегодно вырабатывают достаточно электроэнергии для удовлетворения потребностей 12 среднестатистических американских домохозяйств (примерно 100 МВт*ч).
Почему использование старых батарей от электрокаров в ЦОД практично во всех отношениях?
Это генерирующие мощности на базе возобновляемых источников энергии дополняются аккумуляторными батареями от пяти электрокаров Chevrolet Volt. Батареи обслуживают лишь часть нагрузки ЦОД, но при этом они вполне могут обеспечить достаточно электроэнергии, чтобы поддерживать работоспособность подключенного оборудования в течение четырех часов в случае отключения электроснабжения посредством центральной сети.
Одна такая литий-ионная батарея имеет т-образную форму и весит 198 кг. Она комплектуется активной системой теплового контроля и содержит 288 аккумуляторных ячеек, позволяющих запасать 17,1 кВт*ч электроэнергии.
По словам представителей GM, на создание и развертывание столь необычной системы ИБП в своем ЦОД они решились после ознакомления с результатами исследования Окриджской национальной лаборатории (США) на тему возможностей повторного использования аккумуляторов электрокаров.
Специалисты из ORNL при поддержке GM и ABB Group провели несколько исследований, ключевым выводом которых является то, что после того как ресурс батарей электрокаров признается исчерпанным, их емкость зачастую составляет вплоть до 70-80 процентов от первоначальной. Как следствие, использование таких батарей вполне можно продолжить при решении задач, требующих меньшего времени автономной работы. Это довольно прогрессивный подход к эксплуатации аккумуляторов, позволяющий максимально эффективно использовать их ресурс на протяжении всего жизненного цикла.
Дешевые источники бесперебойного питания для дата-центров и благо для окружающей среды
По прогнозам экспертов, уже с 2020 года на вторичном рынке запчастей для электромобилей ежегодно будет появляться дополнительно свыше одного миллиона бывших в употреблении и исчерпавших ресурс литий-ионных аккумуляторов от различных автопроизводителей. Все больше таких компонентов будут отправляться на мусорные полигоны и на переработку, даже несмотря на довольно приличный остаточный запас по емкости. Это создаст дополнительную нагрузку на предприятия занимающиеся утилизацией электроники, а также на экологию. Именно поэтому различные организации в настоящее время занимаются разработкой концепций повторного применения использованных батарей.
Милфордский дата-центр компании GM можно назвать тестовой площадкой для обкатки одной из таких концепций. Операторы ЦОД, строительство которого началось в 2013 году, к настоящему моменту смогли добиться сертификации объекта на соответствие требованиям эко-стандарта LEED с присвоением категории Gold благодаря этой инновационной установке ИБП, внедрению возобновляемых источников энергии, а также ряду других «зеленых» проектных решений. К примеру, в дата-центре используется внутри-рядная система охлаждение на основе жидкости. В ЦОД также используется система фрикулинга.